Картина Мира
- Подробности
- Категория: Картина Мира
- Создано: 08 марта 2014
- Клики: 2649
Что такое социум применительно к конкретному человеку?
На планете очень много людей. Эти люди живут в странах, регионах, городах, районах, семьях. Каждая семья имеет свой род, который тоже в какой-то степени косвенно играет роль социума, передавая ценности, правила и нормы из поколения в поколение. В зависимости от всех этих факторов, каждый из людей на планете по сути окружен совершенно разными эксклюзивными социумами.
На первый взгляд, кажется, что наш социум – это большая группа, скажем, 30-50 человек, которых мы даже не обязательно знаем. Но на самом деле, на практике чаще всего наш социум задан всего лишь 3-5 людьми нашего ближайшего окружения.
Это окружение, условно говоря, включает в себя также и наши родовые информационные цепочки, т.е. то, что оказало на нас влияние в форме информационного наследия наших бабушек и дедушек. Это и легенды, передаваемые из поколения в поколение, это и убеждения, которых придерживаются наши родители, благодаря своим родителям, и еще многое другое, что прослеживается сквозь родовую ветвь. И поэтому - ощущается нами глубоко родственным составляющим нашего «Я».
И хотим мы того или нет, мы подсознательно ассоциируем мнение или влияние этих 3-5 людей с мнением или влиянием всего остального человечества. Ибо оно ощущается, как Правда, в которую мы, часто сами того не подозревая, истово верим. Потому что мы не можем не верить родителям – они для нас были и остаются Главными Божествами, сотворившими для нас все сущее.
Общий свод правил Картины Мира
Под «сводом правил» подразумеваются представления о нравственности-безнравственности, правильности-неправильности, достойности-недостойности, успешности-неуспешности, об общих «для всех» ценностях, общем благе, об эгоизме и альтруизме, и т.д.
Первая мотивация (обычно - это потребность родителей выглядеть достойно в глазах социума), заставляет их активно обучать своих детей тому, что, как им кажется, в этом своде правил содержится. Ведь редко какую мать не волнует вопрос: достаточно ли я хорошая мать? Знаем ли мы, во что это в действительности обходится ее ребенку?
На что ориентируется мать в своем стремлении быть «хорошей»? На свою Картину Мира и на мнение социума.
Сильно преувеличив, можно сказать, что мы подсознательно исходим из того, что правила, которые заданы этим нашим микросоциумом, являются обязательными (или как минимум, желательными) для всех, поскольку они «самые правильные». И, опять же преувеличивая: мы в целом склонны считать, что если все их не соблюдают, то это всего лишь значит, что эти самые «все» не вполне хорошо воспитанные, не вполне хорошо обученные люди. Проявление этого фактора мы постоянно замечаем в суждениях людей, склонных критиковать всех окружающих, делить их на «своих» и «чужих».
Понятно, что это преувеличение и обобщение не является правдой для каждого.
Однако принимая решения или делая поступки, каждая среднестатистическая мать незаметно для себя сверяется с мнением «социума», представленного в виде хора из бабушки, соседки с третьего этажа, воспитательницы в детском саду, лучшей подруги и врачихи в поликлинике. И это решение или поступок становится предметом тщательного взвешивания и обдумывания. И бьется в чувстве некачественности, если вдруг что-нибудь оказывается постфактум «не вполне так».
Я свободна от чувства вины.
Я самая лучшая на свете мать для своего ребенка.
Я свободна от мнения окружающих меня людей.
Дети становятся заложниками этого процесса. Поскольку общей для всех, ясной и обоснованной концепции по обращению с детьми толком не существует, если не считать нескольких авторских программ, то решение всегда принимается, исходя из наиболее вероятного мнения этого социума, представленного небольшой группой близких и знакомых. Насколько это правильно и подходит ребенку – никто экспертно установить не может и, как правило, даже и не пытается.
Я свободна от влияния других людей на мои решения в отношении ребенка.
Я всегда стараюсь интуитивно почувствовать, что выбрал бы он сам для своей будущей жизни.
Ребенок до своего подросткового возраста традиционно считается некоей субличностью, у которой есть достаточно много обязанностей (вести себя «хорошо», помогать родителям, не баловаться, делать то, что говорят, учиться, слушаться, и т.д.) и практически нет прав. Я, как обычно, несколько утрирую, чтобы было понятнее. Однако уверен: для гармоничного и естественного развития среднестатистического малыша существующая традиция совершенно не годится. Не будет преувеличением сказать, что она по большей части лежит в основе гарантированной несчастливости в подростковом и, затем, во взрослом возрасте. Почему? Главным образом, из-за передачи и насаждения ребенку заимствованных и устаревших «правил» и «ценностей».
Вопрос воспитания детей – тема для отдельной книги. Однако одно можно утверждать уверенно: в подавляющем большинстве случаев родительская Картина Мира лежит в основе проблематики нашей жизни.
Важно: спросите себя - в какой области жизни у меня больше всего проблем?
Вы легко обнаружите, что именно эта область жизни обусловлена наибольшим количеством правил, утверждений и постулатов, заимствованных от родителей.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что это повод для обид, досады или гнева на наших родителей, ни в коем случае. Они исходили из самых лучших побуждений. Но сама система передачи убеждений от родителей к детям, безусловно, нуждается в переосмыслении.